zhengarev (zhengarev) wrote in expedicia,
zhengarev
zhengarev
expedicia

Categories:

Эксперименты по скрещивания обезьяны и человека

Эксперименты по скрещивания обезьяны и человека

Максим Яблоков

 

В 1920 — 30-е гг. ученый муж Илья Иванович Иванов носился с «революционной»  идеей скрестить человека с обезьяной. Энциклопедия о нем сообщает: «Иванов Ил. Ив. (1870 — 1932), советский биолог-животновод. Разработал теоретические основы и методику искусственного осе­менения и скрещивания животных». В на­чале 20-х гг. по методикам Ильи Иванови­ча и при его непосредственном участии удалось вывести овцебыка. Животное со­единяло неприхотливость в корме и вы­носливость одного родителя с невероят­ной силой другого. По Москве потек на­стойчивый слушок, будто Иванов наду­мал сделать из разных животных «гиб­ридного человека». А в научной среде за­говорили о том, что, мол, Иванова приня­ли наркомы Луначарский и Цюрупа, име­ли с ним длительную беседу. Долгое вре­мя факт такой беседы никто подтвердить не мог, пока историк-исследователь Н.Н. Невдолин не нашел недавно в архивах подтверждение — да, встречались. При­чем наркомы проявили огромный инте­рес к опытам «в силу их антирелигиозной направленности» — беседа длилась око­ло 4 часов! Но стенограмма не велась, остался только протокол-резюме на чет­верть машинописной страницы.

Где-то в Западной Африке

Дальше — самое интересное. Спустя два дня Главнаука РСФСР сообщила всем московским газетам: «проекты» Иванова И.И. решительно отклонены. Публично было отказано и в финансировании. Но вот загадка. Еще через несколько дней те же газеты, а за ними и провинциальные издания поместили обращение Ильи Ива­новича. Он, оказывается, надумал пере­ехать со всей своей лабораторией в За­падную Африку и призывает доброволь­цев следовать за ним. Причем от них не требовалось ни де­нежных взносов, ни покупки снаряжения за свой счет.

Почему Западная Африка? Иванов не скрывал в своем призыве главной цели — со­здать человека-гориллу. За­чем везти обезьян за триде­вять земель, если проще по­ехать к ним? Тем более что Иванов, как и некоторые его коллеги-биологи, знал: напа­дая стадами на африканские деревни, гориллы никогда не убивают женщин, принимают их в свои сообщества в каче­стве, извините за натурализм, полноценных жен со всеми вытекающими отсюда послед­ствиями... Говорили даже, что от этих «браков» появляются гибридные детишки.

Уже из Африки Иванов пи­сал друзьям: «Работа идет полным ходом.

Получается не все из задуманного, однако унывать некогда... Необходи­мо не только увеличить число опытов искусственного осе­менения шимпанзе и горилл спермой человека, но и поставить опыты обратного скрещивания...».

Впрочем, официально экспедицию Иванова объявили неудачей. Однако сам профессор, похоже, был иного мнения. В письме к тем же московским друзьям (в 30-е гг. все они исчезли без следа) Илья Иванович сообщает: «Гибридный человек, который соответствует антро­поидам, с рождения растет быстрее, не­жели обычный, к трем-четырем годам набирает невероятную силу, гораздо ме­нее чувствителен к боли, неразборчив в пище, из всех забав предпочитает поло­вые наслаждения. Важнейшее его пре­имущество перед живыми существами, включая человека, простота в управле­нии и безукоризненное послушание. Возможности использования безгранич­ны — от работы в сырых забоях до сол­датской службы».

Разве так пишут о неудаче? К тому же опыты И.И. Иванова с 1926 г. были взяты под контроль НКВД, — так же, как впос­ледствии работы по созданию ядерного оружия. Архивы же этой организации и преемников ее не видел в полном объеме никто.

«Мичурин от зоологии»?

Лет сорок тому назад научная общест­венность Запада проигнорировала сооб­щение бельгийского биолога Бернара Эйвельманса, который описал вморо­женного в ледяную глыбу «человека», ви­денного им на ярмарке в США. Между тем описание бельгийца чуть ли не слово в слово совпадает со строками письма И.И. Иванова. Загоревшись темой и зная об опытах российского «Мичурина от зо­ологии», Эйвельманс начал поиск воз­можных свидетелей. И обнаружил во Франции и США нескольких эмигрантов, сбежавших из СССР за рубеж и отсидев­ших многие годы в советских концлаге­рях. Они утверждали, что «тянули срок» — кто за отказ осеменять самок горилл и шимпанзе самым что ни на есть естественным способом, кто за принципиальное несогласие работать с Ивановым. По их мнению, СССР вел пол­ным ходом создание гибридов человека с приматами. Опыты, вроде бы, проводи­лись в больничном управлении ГУЛАГа. Русские, полагает Эвельманс, вывели ра­су обезьянолюдей ростом 1,8 м, покры­тых шерстью, обладавших геркулесовой силой и трудившихся почти без отдыха на соляных копях. Росли они быстрее, чем люди. Единственным их недостатком бы­ла неспособность к воспроизводству се­бе подобных.

В книге «Загадка замороженного чело­века» Эйвельманс пишет: «Не мог ли та­кой суперурод, этакий набор отдельных нарушений, получиться в результате ко­ренного потрясения генофонда? Именно такого хромосомного беспорядка следует ожидать в случаях противоестественной любви, связи между представителями различных видов. Не логично ли бы было предположить, что обезьяночеловек, су­щество, похожее и на человека и на обе­зьяну, могло быть плодом связи мужчины с обезьяной-самкой или женщины с обе­зьяной-самцом...» И далее бельгийский зоолог выдвигал предположение, что та­кая гибридизация вполне осуществима. Можно себе представить, как человечес­кое существо с его 46 хромосомами, со­единившись с человекообразной обезья­ной, обладающей 48 хромосомами, мо­жет породить гибрид с 47 хромосомами. Впрочем, благодаря нечетному числу хромосом такое существо окажется сте­рильным — так же, как мул или лошак, имеющие по 63 хромосомы, продукты скрещивания домашней лошади с 64 и осла с 62 хромосомами.

Словом, Эйвельманс пришел к выводу, что труп, сохраненный Хансеном, мог быть гибридом человека и обезьяны. Но чтобы считать такое мнение окончательным, должно быть, по крайней мере, еще одно то­му подтверждение — следует найти еще такой же экземп­ляр. Пока он не найден, допу­щение о том, что обезьянолю­ди были выведены и работали в сибирских рудниках, остает­ся полуфантастической гипо­тезой. «Тем более, можно только гадать — что стало с ними после закрытия лаге­рей? — пишет Эйвельманс. — Они были уничтожены или умерли своей смертью? Не ушли же они в Гималаи и не стали одной из разновиднос­тей йети...»

Впрочем, как могла выжить стерильная популяция?

Отправимся в Сухуми?

Сведения Эйвельманса, кста­ти, вполне согласуются с дан­ными, полученными в ходе расследования, предпринятого в про­шлом году журналистами еженедельника «Жизнь» Ириной Алексеевой и Александ­ром Ломакиным. Отправной точкой этого расследования послужил фрагмент доку­мента, который прислал в редакцию во­енный химик К. (офицер просил не назы­вать его фамилию). Собирая в середине 80-х гг. материалы об испытании химиче­ского оружия на животных, в архивах Рев­военсовета он наткнулся на письмо со­трудника сухумского обезьянника про­фессору Иванову. Это послание заинте­ресовало К., и он сделал выписки.

«В ответ на публикации в газетах в гос­обезьянник обратились некоторые това­рищи (мужчины и женщины) с просьбой использования их в опытах, свидетельст­вующих об эволюционном происхожде­нии человека. Они предлагали себя для экспериментов с обезьянами, не требуя платы, а исключительно ради науки и просвещения, подверженных религиоз­ному невежеству сограждан... Но из-за большой силы обезьян допускать к ним людей необходимо с большой осторож­ностью. Несколько дней назад одна из женщин вошла во флигель, где жили шимпанзе, и одна схватила ее, пытаясь задушить. Освободить ее удалось только с помощью подоспевшей подмоги из не­скольких мужчин».

Что это: бред сумасшедшего, отрывок из фантастического романа? Но серьез­ность источника указывала на то, что за этим стоят какие-то настоящие засекре­ченные исследования.

История обезьянника

О Сухумском обезьяньем питомнике в свое время многие слышали. Он располо­жен у подножия Кавказских гор на берегу Черного моря, во влажном субтропичес­ком климате. На площади в несколько гек­таров там обитали несколько тысяч чело­векообразных обезьян. Посмотреть на них всего десять лет назад съезжались со всего СССР туристы и зоологи. Сегодня сухумский обезьянник выглядит удручаю­ще. От 7500 обитателей осталось всего 280. Часть поголовья была вывезена под Адлер, но большинство животных погибли во время абхазо-грузинской войны. А вот архив питомника сохранился почти пол­ностью. Там и отыскались документы, пролившие дополнительный свет на опы­ты профессора Иванова по скрещиванию человека и обезьяны. Видимо, потерпев фиаско в Африке, он не успокоился и су­мел договориться с советским прави­тельством о покупке за рубежом партии обезьян. Именно с них и начался сухум­ский питомник.

Вот что писал 27 мая 1925 г. профессор Иванов о целях и задачах обезьянника председателю Совета народных комисса­ров СССР Алексею Рыкову: «Мои работы с методом искусственного осеменения млекопитающих, естественно, привели меня к мысли поставить опыты скрещива­ния путем искусственного осеменения между различными видами человекооб­разных обезьян и между последними и человеком. Опыты эти могут дать чрезвы­чайно важные факты для выяснения во­проса о происхождении человека. Полу­чение гибридов между различными видами антропоидов более чем вероятно. Можно почти ручаться за получение этих новых форм. Рождение гибридной формы между человеком и антропоидом менее вероятно, но возможность его далеко не исключена...». В заключение письма ис­следователь просил выделить ему на экс­перименты 15 тыс.долл.

На председателя СНК СССР доводы профессора, видимо, произвели впечат­ление: спустя всего четыре месяца, 30 сентября 1925 г., президиум Академии наук решает, что экспедиция профессора Иванова в Африку «для организации опы­тов гибридизации на антропоидах» долж­на быть признана «заслуживающей боль­шого внимания и полной поддержки».

К осени 1927 г. место базирования обе­зьяньего питомника уже определено. Ус­корение решению вопроса придает заин­тересованность в нем химотдела Рев­военсовета, который, судя по всему, на­мерен использовать обезьян при испыта­нии химического оружия. До Сухуми, впрочем, добирается в живых только по­ловина закупленных Ивановым обезьян. После того, как привезенные животные акклиматизировались и прошли каран­тин, ученые приступили к опытам. Об их целях в августе 1927 г. «Красная газета» писала прямым текстом: «Предполагает­ся поставить здесь искусственное обсе­менение обезьян разных видов между со­бой и с человеком. В виде опытов будет поставлено искусственное оплодотворе­ние женщины от обезьяны и обезьяны от мужчины по способу проф. Иванова».

В Сухуми со всех концов страны начи­нают стекаться добровольцы. Однако почти сразу же, как в СССР, так и за рубе­жом возникает волна возмущенных тре­бований «немедленно прекратить без­нравственные, аморальные эксперимен­ты». Общественность успокаивают: гово­рят, что это недоразумение, никакие экс­перименты по скрещиванию не ведут­ся — на обезьянах испытывают новые лекарства и прогрессивные методы ле­чения. Действительно, при питомнике создается научно-исследовательский институт, который занимается чисто ме­дицинскими исследованиями. Однако и Иванов из Сухуми никуда не уезжает. Его программа продолжается — только ста­новится еще более секретной. Интен­сивные эксперименты по скрещиванию человека и обезьяны продолжались до 1932 г., вплоть до самой смерти экспери­ментатора! Причем наступила она, гово­рят, при довольно странных обстоятель­ствах. Однажды в питомнике произошел неприятный случай: ночью сбежал один из сотрудников, выпустив на волю гибри­ды. Иванова и его ближайших помощни­ков тут же арестовали. Их обвинили в из­мене Родине и расстреляли, а лаборато­рию гибридизации закрыли...

Finite la comedia...

Впрочем, ничто не исчезает бесследно. Некоторые исследователи утверждают, что весь научный материал, наработан­ный в ходе многолетних экспериментов профессора Иванова, был изъят спецор­ганами и в обстановке строжайшей сек­ретности переправлен куда-то в Сибирь, где эксперименты, вроде бы, были продолжены! Таким образом, сведения Эвельманса об экспериментах в ГУЛАГе получают косвенные подтверждения... Ходят весьма любопытные байки и по Аб­хазии. Старики рассказывают, что в горах даже после Второй мировой войны можно было встретить «диких людей», похожих на больших обезьян. Не были ли то сбе­жавшие из питомника гибриды, доживав­шие свой век на свободе?..

Ученые, впрочем, весьма скептически относятся к рассказам о возможности по­лучения гибридов обезьяны и человека. «Это в принципе невозможно, — уверяют они. — Иначе теория о происхождении че­ловека от обезьяны была бы неоднократ­но подтверждена, скажем, в средние ве­ка, когда среди моряков был распростра­нен обычай брать с собой в рейсы обезь­янок. Причем не только для того, чтобы они забавляли мореплавателей своими ужимками». По словам директора Меди­ко-генетического научного центра Рос­сийской академии медицинских наук (РАМН), академика, доктора биологичес­ких наук, профессора Владимира Ильича Иванова (однофамильца И.И. Иванова), «все сведения о якобы имевшихся ре­зультатах удачного скрещивания челове­ка с человекообразными обезьянами (с гориллами, прежде всего) и получении от них жизнеспособного потомства не име­ют ни единого научного подтверждения».

(Попытка воспроизвести от обезьяны человеческое потомство может иметь ус­пех лишь в одном случае. Недавно газеты обошла история жителей Неаполя Андже­лы и Карло Конове. Спустя 10 лет после свадьбы им, наконец, удалось обзавес­тись ребенком — пухлой розовощекой Марией весом 3,5 кг, без каких-либо фи­зических и умственных отклонений. Нео­бычность истории заключалась в том, что в качестве суррогатной матери — своеобразного инкубатора — была использована... самка гориллы. Как пишет «Уикли уорлд ньюс», будущей матери понрави­лась 14-летняя горилла Мина. В ее матку и был помещен зародыш. Когда подошел срок рожать, Мину усыпили и, прибегнув к кесареву сечению, извлекли на свет здо­рового младенца, которого и передала родителям.)

Последние генетические исследована однозначно показали, что мы с обезьянами — довольно отдаленные родственники. И никак не могли от них произойти. Хотя человек и человекообразные обезьяны обладают довольно близко совпадающими по набору и последовательности ДНК в составе генома, но по структурной орга­низации ДНК они не совместимы. Клетки человека и обезьяны отторгают друг дру­га, и плод не образуется. Во времена, ког­да работал И.И. Иванов, не было возмож­ности преодолеть это препятствие.

Впрочем, это вовсе не значит, что не­возможное вчера не стало возможным сегодня. Ныне появились способы сли­яния двух клеток, принадлежащих раз­ным животным: ученые научились с по­мощью специальных ферментов ого­лять клетки, снимать с них оболочки и таким образом «монтировать» их или инъецировать одну в другую. Но жизне­способный плод путем подобных ком­бинаций пока не получен...    

Техника – молодежи, №11, 2001
Источник

Tags: Иванов, обезьянолюди, эксперимент
Subscribe

  • Эксперимент туман(коротко)

    По "Эксперименту Туман" ААБ дал развернутый устный ответ на встрече с нами в марте. В двух словах - некое инициативное сообщество…

  • 04/13/2014 09:32

    Богдан Чернев Ефрем Кийков Вера Полстоваловa Лада Воробейчиковa Ярослав Глухий Исаак Ячин Василий Маранин Екатерина Земцовa Всеволод…

  • 04/13/2014 09:31

    Лев Перевозников Галина Фоломкинa Ксения Щуровa Ирина Сиротининa vaserurefovo dopanixi zorugu pofutevobimu lijovu fitif…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment